Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь
молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность,
необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление — умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. Способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
— критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
— осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
— вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях
развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
Информационно-образовательный портал Ивановской области ПЕДСОВЕТ.37
♦ Письмо отдела Администрации городского округа Шуя от 03.10.23 №388 «Об организации работы по функциональной грамотности»
♦ Аналитическая справка по результатам обучения педагогов по по индивидуальным образовательным маршрутам (в том числе по вопросам функциональной грамотности)
♦ Информационное письмо в образовательные организации Сбор данных по педагогам и обучающимся 2021-2022 учебном году
♦ Письмо в Департамент образования от 23.03.2021 г. № 389
♦ Письмо руководителям общеобразовательных организаций от 08.10.2021 г. № 417
♦ Приказ Департамента образования от 16.08.21 № 905-о Об утверждении списка тьюторов для обучения в ФГАОУ ДПО «Академия Министерства просвещения России» по дополнительной профессиональной программе «Подготовка тьюторов для реализации курса «Школа современного учителя»»
♦ Приказ от 10.09.21 № 180 Об утверждении списков слушателей ФГАОУ АОУ ДПО «Академия Министерства просвещения России» по дополнительной профессиональной программе «Формирование естественно-научной грамотности обучающихся при изучении раздела «Генетика» на уроках биологии»
♦ Приказ от 14.09.21 № 185 Об обучении педагогов на курсах повышения квалификации в Академии Министерства просвещении Российской Федерации по дополнительной профессиональной программе «Школа современного учителя»
♦ Приказ от 28.10.2022 г. № 215. Об обучении педагогов по индивидуальным образовательным маршрутам в 2021 году
♦ Информационное письмо от 25.01.2022 г. №34 Руководителям образовательных организаций О проведении онлайн уроки по финграмотности(весенняя сессия 2022)
♦ План ГМО учителей по функциональной грамотности
♦ План работы Школы функциональной грамотности
♦ Приказ от 26.01.2022 №34 «О проведении конкурса методических разработок»
♦ Информационная справка по использования банка заданий для оценки функциональной грамотности в общеобразовательных организаций в 2021-2022 учебном году
♦ Приказ от 17.11.21 № 220 О проведении мониторинга по функциональной грамотности обучающихся 9 классов в 2020-2021 учебном году
♦ Приказ от 25.01.22 № 29 Об участии обучающихся образовательных учреждений г.о. Шуя в региональной гуманитарной олимпиаде школьников в 2022 году
♦ Приказ от 28.01.22 № 38 О проведении мониторинга по функциональной грамотности в 8 классах в 2021-2022 учебном году
♦ Приказ от 26.11.22 №31 О проведении товрческой мастерской Юный журналист для обучающихся 8-9 классов образовательных организаций
♦ Приказ от 02.12.21 № 232 Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности на 2021-2022 учебный год