Всем родителям без исключения хочется, чтобы его ребенок был, как и все дети: умным, счастливым, здоровым и хорошо учился в школе.
Если мама замечает, что речь ее малыша неблагополучна, то развеять свои сомнения она может на консультации учителя-логопеда. На обследовании специалист поговорит с ребенком, понаблюдает за ним, побеседует с мамой и сделает вывод о наличии или отсутствии речевого нарушения. Если речь дошкольника действительно требует коррекции, маме будет предложено пройти с ребенком психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), собрав перед этим определенные документы. Специалисты медицинского, педагогического и психологического профилей в ПМПК изучают особенности развития ребенка и коллегиально решают о том, необходимо ли ребенку посещение логопедической группы или нет. Не стоит переживать, если логопед или психолог посоветует родителю с ребенком пройти ПМПК. Комиссия лишь выносит заключение с рекомендациями, а следовать им или нет, решают родители.
Однако, родители должны понимать, что если ПМПК дает направление в логопедическую группу, нарушение касаются не только звукопроизношения, а всех компонентов речи, то есть лексико-грамматической стороны речи, когда у детей бедный словарный запас, наблюдаются ошибки в употреблении грамматических категорий (множественного числа существительных, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, употреблении предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными, в изменении слова по падежам). Также нарушена связная речь, когда у ребенка вызывает трудности составление предложений по картинкам, пересказ рассказов или сказок, составление рассказов по серии картин. Но все эти пробелы корректируются на занятиях в логопедической группе.
Словосочетание «логопедическая группа» у многих мам и пап вызывает тревогу и связано с набором представлений, которые не всегда соответствуют действительности.
Частым мифом является то, что логопедические группы посещают дети с интеллектуальными нарушениями. Это не так. Специальные группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (логопедические группы) посещают только дети с сохранным слухом и интеллектом. Каждой маме хотелось бы, чтобы ее ребенок был окружен развитыми, способными детишками, чтобы он мог тянуться за ними и, соответственно, тоже быть развитым и способным. Дети в логопедических группах имеют только речевые нарушения. Коррекция этих нарушений требует от одного года до нескольких лет ежедневных занятий с логопедом.
Очень часто родители боятся, что факт обучения в логопедической группе может всплыть при поступлении в школу или вуз. Обучение ребенка в логопедической группе не является противопоказанием для поступления в школу и никаким образом не отражается в документах ребенка, то есть не является диагнозом и не влечет никаких «штампов».
Чем же отличается логопедическая группа от общеразвивающей?
Общеразвивающая группа от логопедической отличается тем, что в последней проводятся не только групповые занятия, но и индивидуальные по речевому развитию ребенка.
Огромным плюсом является количество детей в логопедической группе, от 10 до 15 детей, в связи с тем, что ведутся углубленные занятия, что позволяет педагогам уделить внимание каждому ребенку. Специалист (учитель-логопед), закрепленный за группой, «ведет» каждого ребенка, зная все его «речевые» проблемы. Ежедневно с ребятами специалист проводит ряд коррекционно – развивающих занятий: групповые, подгрупповые и индивидуальные. Все занятия распределены так, чтобы каждый ребенок имел возможность получить необходимые ему знания. На каждом коррекционном занятии решаются задачи. Направленные на исправление звукопроизношения, формирование правильного речевого дыхания, слоговой структуры слова, развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, фонематического слуха и восприятия, пополнение и активизация словаря, развитие всех психических процессов, творческих способностей, положительных личностных качеств; подготовка к школе.
В логопедической группе развитию фонематического слуха уделяется особое внимание. Недоразвитие фонематического слуха впоследствии станет причиной нарушений чтения и письма. Поэтому недостаточность развития фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению. Дети с недоразвитием фонематического слуха читают медленно и с ошибками, при письме пропускают буквы, переставляют их местами, не дописывают одну-две буквы в конце слова. Поэтому ребенок, посещающий логопедическую группу, однозначно будет легче усваивать обучение грамоте в первом классе и техника чтения будет на высоком уровне.
Ну и, конечно, успех коррекционного обучения детей во многом определяется участием родителей. Выполнение еженедельных домашних рекомендации способствует наилучшему закреплению изученного на логопедических занятиях материала и даёт возможность свободно использовать полученные знания в жизни. Материал, который изучается за неделю на занятиях, дается домой для закрепления в виде различных упражнений.
Однозначно, логопедическая группа — благо для детей, нуждающихся в помощи по развитию речи, имеет ряд преимуществ перед общеразвивающей группой. Конечно можно посещать логопеда частным образом 1-2 раза в неделю, но…. Частные занятия с логопедом в большинстве случаев являются бесполезными для ребенка, имеющего серьезные нарушения речи. Именно посещение логопедической группы и полное ежедневное погружение в «правильную речевую среду» является эффективной помощью ребенку говорить правильно, уметь выражать свои мысли и чувства, а значит посещение логопедической группы детского сада является гарантированным залогом успешного обучения ребенка в школе. Кроме того, частные занятия в развивающих центрах дорогостоящее удовольствие, а посещение логопедической группы детского сада не несет дополнительных финансовых трат.
Необходимость посещения логопедической группы помогут определить учитель-логопед и в дальнейшем, если потребуется, психолого-медико-педагогическая комиссия.